«Мать корабля» — это притча, своеобразный «слоеный пирог» с начинкой из множества смыслов. Мир героев Маврины и Антея находится во власти «океана тьмы» — квинтэссенции боли утрат, одиночества и опасностей, которые неизбежно подстерегают человека на его жизненном пути; метафорического «зла», забирающего все самое ценное.
Тьма унесла у Маврины любимого мужа и теперь грозит ее сыну Антею, ставшему для нее всем миром. Чтобы уберечь его от мрака, затмевающего солнце и разъедающего всe живое, смотрительница маяка неустанно латает свой ковчег посреди океана боли. Неслучайно и имя Маврины, которое с древнегреческого «μαυρόω» [mavroo] переводится как «затмевающая». Мать, затмевающая сына от опасностей внешнего мира. Мать, несущая двойное бремя родительских забот после утраты мужа. Мать, ради своего дитя готовая пожертвовать всем, включая собственную жизнь. Но каждому кораблю — свое плавание, и Маврина находит в себе силы приподнять сына над бездной растворяющего мрака, чтобы отпустить его.
Прекрасно помню себя подростком. В то время родительская забота воспринималась мной, как «якорь», ограничивающий мою свободу. И больше всего мне хотелось вырваться и «лететь» к пусть и не очень понятному, но своему собственному будущему.
Только став отцом, я в полной мере понял, как трудно отпустить руку ребенка, чтобы снять его с «якоря» и дать возможность отправиться на поиски своего пути. Несмотря на опасности, подстерегающие всюду, своей любовью и доверием подарить ребенку «крылья», чтобы он смог найти свое предназначение и место в этом непростом мире.
Меня цепляет эта история. Всегда стараюсь снимать кино, которое вызывает в людях живые эмоции. И если зрителя оно тоже тронет, и он задумается над тем, «что хотел сказать автор», значит — фильм удался.
Как родилась идея мультфильма?
Полина Власова, автор идеи, художник-постановщик: «Идея
о „Матери
корабля“ пришла ко мне лет семь назад, еще во время учебы. Тогда мне очень понравилась
„Баллада о маленьком буксире“ Бродского. История про маленький кораблик, который
не мог выбраться из давящей окружающей среды, заставляющей его быть винтиком в системе,
показалась мне близкой. Особенно впечатлила концовка, которую можно интерпретировать двояко: сначала
кажется, что кораблик вырвался на свободу и уплыл в кругосветное путешествие, но потом
ты понимаешь, что, может быть он умер, и тогда это скорее какая-то „Вальгалла“.
Думаю, что такая неоднозначность прочтения передалась и в наш мультфильм, хотя мы ставили
на хеппи-энд».
Мария Парфенова, автор идеи и сценария: «Морская пристань с отчаливающими
в неизвестность кораблями всегда завораживала меня. По сравнению с огромной стихией океана
корабли кажутся такими беззащитными... Но они смело плывут к своей далекой цели. Так
и ребенок, приходя хрупким и неопытным существом в этот мир, благодаря любви, которую дарят
ему родители, обретает „крылья-паруса“. Корабль — это образ свободы. Образ надежды
родителей на то, что наши дети, как стойкий кораблик Антей, вырвутся из плена ненастий
и будут счастливы».
Чем занимается Маврина?
Мария Парфенова, автор идеи и сценария: «Маврина не просто смотрительница маяка, но и хранительница маленького островка относительной безопасности посреди бушующего „океана тьмы“, разъедающего все живое. Изредка сюда прибывают кибер-ламантины — своеобразные почтальоны с вестями из далекого и недостижимого солнечного мира. Но существует ли мир без боли на самом деле? Перенесшей тяжелую утрату Маврине он кажется иллюзорным. Утратив веру в счастье, она пытается сохранить память о нем ради новой жизни, которую носит под сердцем».
Как появился образ сына-корабля?
Полина Власова, автор идеи, художник-постановщик: «В первоначальной
идее был
просто образ человека с головой корабля. Я все пыталась объяснить себе, как это будет работать,
и как преподнести такую идею другим. Пыталась подать историю, как сон маленького мальчика, который
хотел путешествовать. Но мой тогдашний преподаватель сказал, что это самая глупая идея, которую
он видел, что в ней нет логики и сюжета, а помещать действие в сон —
авторская импотенция. Я вспоминаю эту фразу по сей день.
Видимо, это только подстегнуло меня, чтобы продолжить работу над фильмом. Я нарисовала эскизы
персонажей и вселенной. Тогда фокус сместился уже не на мальчика, а на историю
матери и ребенка, которые живут на острове. Правда, в той версии он был
не безлюдным рифом, а портовым городом. Я начала воспринимать историю не просто как
желание куда-то уехать, а как историю сепарации от матери. Тогда и появился мальчик
с головой-буксиром. В целом именно этот образ кораблиной башки и человечьего тела заставлял
меня работать все эти годы».
Почему океан, окружающий остров Маврины, ядовитый?
Мария Парфенова, автор идеи и сценария: «„Океан
тьмы“ —
это метафорический образ боли потери и разбитых надежд на счастье самой Маврины, а также
всех, кто с ним соприкасается. Он подобен жизни, полной опасностей, разочарований, горечи
и тоски по недостижимому Эльдорадо всех надежд».
Полина Власова, автор идеи, художник-постановщик:«Когда за сценарий взялась Маша
Парфенова, она
подарила мультфильму окончательный сюжет. Тогда и возник кислотный Океан тьмы, со всех сторон
окружающий остров наших героев. Я воспринимаю его устрашающе коварным, как все опасное: кислоту,
радий,
ядовитые грибы — все это может убить нас, но не потому, что им этого хочется,
просто это их сущность».
Океан почти убивает сына Маврины Антея, из которого она делает кибер-мальчика в виде кораблика с якорем. Что это символизирует?
Мария Парфенова, автор идеи и сценария: «Образ корабля — это символ того, что каждый человек стремится отправиться в свое „большое путешествие“ через бушующий океан жизни. Якорь, который Маврина вешает на Антея, — это попытка матери удержать сына рядом с собой, чтобы уберечь его от опасностей. В то же время корабль отражает предназначение Антея помочь своей матери преодолеть океан боли и разочарования. Ведь наши дети — это тот двигатель, который заставляет нас развиваться и идти вперед, несмотря ни на что. А родительская любовь — это великая сила, которая дает им „крылья“, чтобы лететь».
Что для вас подвиг Маврины?
Полина Власова, автор идеи, художник-постановщик: «Когда я начинала работать над фильмом, я больше ассоциировала себя с ребенком, который хочет уплыть, уйти как можно дальше от родителей. Это было проработкой моей травмы. Но в середине фильма я сама стала мамой. Собачьей мамой. Не знаю, смогла бы я самоуничтожиться ради моего „псына“, но с проблемой убегающего ребенка я познакомилась наяву. Моя собака регулярно совершает „попытки суицида“ и „прыжки веры“ под машины и самокаты. Благодаря этому я стала такой же тревожной матерью, как и Маврина, которая не отпускает своего ребенка дальше, чем на три метра. Надеюсь, что в отличие от Антея, мой пес не убежит от меня в поисках приключений».
Умирает ли Маврина?
Мария Парфенова, автор идеи и сценария: «Маврина не умирает, она продолжается в своем сыне. Антей, как прообраз сына Посейдона и Геи, получившего необоримую силу от соприкосновения с матерью Геей — Землей, впитав ее силы, взлетает над „океаном тьмы“ и уносит образ своей матери с собой, к своему светлому будущему».